Гамаюн упомянул о «желудках на ножках». Довольно зло, но метко. И впрямь, удивительно, сколько они едят. Едят все время и помногу. Продукты покупают телегами, забивая по уикендам полный багажник. Кафешки и «дайнеры» пустеют разве что после 2-3 часов ночи и до утра. Порции просто огромные – мы первое время недоумевали, как это все может съесть один человек, пока не дотумкали, что лучше брать одну порцию и два прибора (по крайней мере, дамам). Ибо переплыть тазик салата, огромную тарелищу «пасты», пиццу величиной с автомобильное колесо и сэндвич размером со стандартный русский батон (наверно, многие знают появившуюся уже и у нас сеть «Subway», которая кормит такими «субмаринами») и еще после этого заказать десерт – довольно трудно. То, что у них в отношении безалкогольных напитков называют small drink – это 0.33 литра, мне лично этого многовато, а американцы как нечего делать выпивают одним махом по литру колы и не лопаются. Кстати, их можно узнать в ресторанах по всему миру – именно они заказывают больше всего блюд и съедают их до конца. Хотя в самих Штатах действует милое правило – все, что не доедено, клиент может забрать с собой, все это упакуют в коробочки, на местном сленге называемые doggy box, и вы можете спокойно употребить остатки ужина завтра на ланч, разогрев в микроволновке. Тем не менее, удивительно, что в этот раз я вижу на улицах гораздо меньше безобразно толстых, чем в прошлые поездки, во всяком случае, не больше, чем у нас. Возможно, потому что это столица, и публика больше следит за своим внешним видом (здесь очень распространен фитнес, йога и беготня по паркам), а может быть, под влиянием встревоженной синдромом макдональдсовского ожирения общественности американцы начали пересматривать свое отношение к еде. Кстати, в пресловутом Макдональдсе обретаются в основном безработные и бомжи, а также люди с крайне низким доходом. Уважающий себя средний американец в это заведение пойдет разве что если его настигнет какая-нибудь техническая проблема в районе бензоколонки посреди пустыни Невада, и рядом на 50 миль не будет ничего другого. Хороший же, настоящий сочный гамбургер – это, конечно же, не в Макдональдсе, а в какой-нибудь deli, как у них тут называют небольшие заведения типа наших «кулинарий», где их жарят, мажут горчице и посыпают специями в присутствии заказчика и на вынос – как это, например, распространено в Нью-Йорке. И стоит это удовольствие вовсе не так дешево, как в сетевых забегаловках. Хотя у этих забегаловок есть единственное преимущество – они работают круглосуточно, без выходных и праздников. Это реальная возможность затравить червяка, когда у вас в холодильнике мышь повесилась, а вокруг все закрыто. Однако в их системе общественного питания и продуктового обеспечения есть и свои плюсы. Например, система «буфет» - в фиксированное время (обычно ланч-тайм с 11.00 и до 14.00) за фиксированную «входную» плату (в зависимости от штата, в DC, поскольку это столица – от 8-9 баксов, в «провинции» - дешевле) подходишь к раздаче, берешь и ешь сколько сможешь, подходы и тарелки, в отличие от наших сетей вроде «Елок-Палок» никто не считает. Лучше всего такой буфет у китайцев – разнообразно и дешево, тут тебе и рыба, и мясо, и овощи и пр. В некоторых заведениях, чтобы привлечь клиентов по вечерам, когда у них принято поглощать основной объем пищи за весь день, тоже в определенные часы делаются скидки, если пришла семья, или дети едят вообще бесплатно. Хлеб, который в нашем понимании считается нормальным, здесь дорог, дешевый (около 2 долл.) только так называемый сэндвичный вариант, продающийся в больших продуктовых сетях, но его надо обязательно «доводить» в тостере, иначе просто прилипает к нёбу, т.к. там много дешевой кукурузной муки. Кукурузы здесь производят огромное количество, как и сои, и она присутствует почти во всем. Изделия вроде нашего круглого хлеба, батона или полудюжины булочек, выпеченных в нормальной печи, обойдутся от 3.50 до 5 долл., а «эксклюзив» вроде черного и ржаного – все 6-7. Именно поэтому, американцы, приезжая в бывший союз, просто шизеют от нашего хлеба и потом долго вспоминают его вкус и качество. Моя знакомая, например, в России есть в основном один только бородинский и рижский, и обычно, с риском быть уличенной в контрабанде, увозит с собой пару-тройку буханок. И по этой же причине здесь считается круто покупать хлеб не в обычном магазине, а в bakery, где его и пекут, в том числе на заказ. Это, как я понимаю, здесь довольно прибыльный бизнес. Ну а если кто-то печет собственный хлеб, булочки и пирожки дома – то это считается вообще супер-классом. Хотя на самом деле это очень легко – все необходимые для этого «примочки» можно купить в любом магазине. В том, что касается магазинов, они разные, как сейчас и у нас. Хочешь лучшего качества, дуй в более дорогие Organics, хочешь сэкономить – иди в другую сеть. Все зависит от того, кто на чем готов экономить – на еде, или, скажем, на тряпках. В этом все и дело, что у них тут принято жить по доходам. Человек, получающий определенный годовой доход, ездит на определенной марке авто, носит одежду определенных брендов, питается в определенных ресторанах и затаривается едой в определенных сетях. Если он получает меньше, но выбирает себе более «дорогой» уровень – значит, выпендривается. Если больше, но пользуется более дешевыми commodities, значит – скупердяйничает. Все достаточно четко ранжировано. Скажем, рядовая секретарша или помощник менеджера, получающая 2.5-3 тыс. баксов в месяц, не покупает (как у нас иногда – на последние деньги) духи «Шанель» или туфли «Маноло Бланикс» и не одевается в Saks 5th Avenue. И ездит не на BMW или «Кадиллаке», а на подержанном «Форде» или «японке», а то и вовсе на общественном транспорте – в большом городе это в порядке вещей. И иногда ходит в ресторанчик L’Oriol со средним чеком около 20-25 долларов (без вина), а не в Spago, где этот счет выливается в трехзначное число. Что мне нравится в американской жратве – так это возможность выбора. Сразу скажу, что такого понятия как «американская кухня» не существует в принципе. Зато большое разнообразие китайских «кухонь» (тайваньский, гонконгский, кантонский, мандаринский и др. варианты), итальянская, французская, мексиканская, индийская, японская, греческая, эфиопская и пр. Выбирай – не хочу. Страна эмигрантов! И в этом все ее проблемы и спасение. Есть, конечно, и русские рестораны. Но они почему-то всегда дороже, чем, скажем итальянские или мексиканские заведения того же класса. Единственное исключение, которое довольно безосновательно принято считать сугубо американской особенностью это стейк-хаусы,. Стейки, то бишь, бифштексы (размером с подошву ноги взрослого человека), там действительно хороши, особенно если пойти не в первый попавшийся, а поискать и порасспрашивать у местных – а многие амеры, несмотря на нелюбовь к готовке, часто бывают гурманами. Это самое простое блюдо – прожаренное в зависимости от желания заказчика с каким-нибудь намеренно незатейливым гарниром. Считается, что лучшие стейки – в Канзас-Сити, а раньше были – в Чикаго. Это очень забавно, но, не имея собственной «кухни», американцы давно «присвоили» себе многие кулинарные хиты других народов. Скажем, многие из них считают пиццу американским изобретением, то же самое касается и гамбургера. Правда, типы пиццы варьируются в зависимости от города и штата – например, несмотря на классические названия «пепперони», «Маргарита» и пр., чикагский вариант отличается от калифорнийского и джорджийского – по типу теста и способу выпечки. Но это не меняет сути – пока американцы наслаждаются пиццей, ее изобретатели-итальянцы нервно курят в сторонке, ибо в самой Италии ее в таких количествах, конечно же, не пожирают. В том, что касается цен на продукты – они примерно одинаковы везде, странно дорогая рыба (даже в «рыбных» штатах типа Массачусетса, Калифорнии или Флориды). Печенка дороже мяса, самое дешевое мясо – курица и индейка. Но характерно, что все мясо и рыба, которые не «приготовлено» - т.е. сырые куски, фарш и пр. продается по большей части в охлажденном, а не замороженном виде. И чем ближе конец срока хранения – тем дешевле, «заморозка» - дешевле в разы. Есть у них и совсем дешевые продуктовые сети, где все стоит 2-3 доллара – то, что у нас назвали бы социальными, но здесь, как говорится, caveat emptorium – «качество на риске покупателя», соки из концентрата, заморозка, дешевые бренды. Правда, везде написан состав. В общем и целом, смерть от голода здесь НИКОМУ не грозит, и голодающих здесь нет – разве что по медицинским показаниям или в знак протеста. Это у них такая особая политика – чтобы все были сыты и типа довольны, и поэтому существует минимальный порог доступности. Пусть это еда будет не высшего качества, но желудок пустым не будет никогда. Любой нищий на Dupont Circle насобирает себе за день, по крайней мере, на пару биг-маков или кусок пиццы и на кофе в бумажном ведерке. Или пиво. Гамбургеры и «субмарины» я лично не люблю, но мне, ребята (да не заподозрят меня в непатриотизме!) нравится это разнообразие, поэтому с удовольствием лопаю здесь некоторые вещи, которых у нас пока еще нет или очень они еще необычны и дороги в России. Это моя ИМХА – если искать аналоги с русскими блюдами в Америке, то чем это лучше американцев, которые, скажем в Париже, ищут свою «родную» американско-глобалистическую сеть питания типа того же Мака или «Starbucks Coffee», вместо того, чтоб попробовать что-то сугубо местное. Вот по чему буду скучать точно (и уже скучаю) – так это по нормальному кефиру. Здесь он имеется, но пока что 4-5 баксов за литровую бутылку, извините, жабка душит :). Вся проблема в том, что их пастеризованное-перепастеризованное молоко совсем не киснет, так что не получается даже простокваши. Как соскучусь совсем – обязательно куплю, хоть он и совсем не так хорош, как наш родной. Чебаркульского молочного завода More soon!
|