С транспортом у них тут все в порядке – и с личным, и с общественным. Думаю, писать банальности о том, что почти каждый совершеннолетний имеет свои «колеса», необходимости нет. В некоторых штатах даже школьный аттестат не выдают, пока выпускник не получит водительские права. Поэтому я лучше начну с транспорта общественного – что актуально для большого города (рулящих самостоятельно заранее прошу извинить!). Хотя Вашингтон не такой большой, как Москва или Нью-Йорк. Вашингтон для Америки вообще город странный, и странная у него планировка. Придумал ее много-много лет назад Пьер Шарль Лефан, который вроде был не только архитектором, но и соратником Дж. Вашингтона по войне с англичанами. И тот ему за соратничество подкинул контрактик на разработку градостроительного плана, а столица пока была в Филадельфии. То есть, строился этот город на пустом месте, причем, на болоте (не возникает ни у кого аналогий? и господа – американские патриоты, обрадованные независимостью, вдоволь здесь поэкспериметировали. В одну сторону идут улицы именованные буквами латинского алфавита, поперек них – пронумерованные цифрами, а еще есть диагонали, пересекающие весь город и названные по именам штатов. Плюс еще так называемые «сёрклы» - круги-развороты на пересечении этих магистралей. Некоторые склонны усматривать в этом масонскую символику. Скажу одно - Москва бы от таких планировочных экзерсисов полностью встала за полчаса, но Вашик – город маленький, размеренный, и ничего такого с автомобильным транспортом тут не происходит. Мне лично это ужасно напоминает Берлин – та же провинциальная имперскость, сочетающаяся с почти деревенским образом жизни за пределами делового центра. И такая же размеренная жизнь. Никто никуда не бежит, народу в транспорте нет, автопробок нет. Много парков и пространства. Низкая этажность – в пределах округа Колумбия нельзя строить ничего выше Капитолия и стелы Вашингтона. Да, не NYC, где бОльшая часть улиц, особенно в Манхэттане, с односторонним движением, а жить мне как-то пришлось на 34-м этаже. Итак, транспорт. В большинстве крупных городов в основном существуют два вида общественного транспорта – метро и автобусы. Единственное исключение, из того, что видела сама, пожалуй, Сан-Франциско – там тебе и метро, и автобусы, и троллейбусы, а трамваи вообще трех видов. Самые популярные у туристов – это маленькие старые трамвайчики типа наших дореволюционных конок, которые карабкаются по сан-францисским холмам, доставляя любопытных с Маркет-Стрит в центре города в бывший портовый район с магазинами и ресторанами. Ощущения при езде на этих открытых «конках» примерно такие же, как на «американской горке». Прикольно, кстати, что во всем остальном мире эти аттракционы называют «русскими». Есть большие города, где с общественным транспортом да и с передвижением на частных авто – полный швах, говорят, такая ситуация в Лос-Анжелесе, и без собственного или прокатного делать нечего, но я там не бывала. Сам город по своей протяженности, и разбросанности, по видимому, похож на все прибрежные города. Проезд по нашим меркам недешевый - от доллара до двух и чуть больше, а в некоторых городах, например, здесь в Вашингтоне, стоимость метро зависит от зон, между которыми перемещаешься. Удобно то, что есть различные варианты сэкономить на проезде – есть пластиковые проездные карточки, на которые можно загружать денежку, и на них идет дисконт в сравнении с обычными билетами. Еще действует в некоторых городах гуманное правило – трансфер из метро в автобус бесплатный, а если еще и удастся уложиться с какими-то делами за пару часов, то обратно можно с этим же билетом. И еще очень удобная вещь, которой почему-то нет, например, в Москве и не слышала, что вообще где-то у нас – это т.н. «дневная карта». Покупаешь за фиксированную плату (скажем, 6-7 долл.) этот самый daily pass, и ездишь по всему городу на чем хочешь (кроме такси, естественно) весь день в любом направлении в пределах города. Мне нравится, что в их public transportation, что если на остановке стоит старушка, то автобус глубоко вздыхает и припадает на передние колеса до самого асфальта, чтобы можно было зайти с палочкой, костылями или даже заехать на инвалидной коляске. Это удивительно, но расписание выполняется точно, оно висит на любой остановке, или его можно взять в любом автобусе нужного маршрута. И совсем уже, по-моему, мило выглядит, когда на морде у автобуса – там, где сверху электронное табло с номером и назначением, зажигается надпись «Have a nice day!» «Good evening!». Общественный транспорт курсирует допоздна, а то и круглосуточно - потому что многие из тех, кто работает в больших городах, живут в пригородах, иногда очень далеко, и им нужно время, чтобы добраться до места туда и обратно, очень рано и очень поздно. Школы находятся обычно неблизко от дома, поэтому, если ребятишек не возят родители, их и туда, и обратно доставляют бесплатные школьные автобусы, следующие по строго определенному для каждого района маршруту. Водитель знает в лицо и по именам всех мамашек и детей. Для студентов в университетских городах действуют специальные «шатлы» - типа наших маршруток, от станций метро или городской электрички. Кое-где они даже бесплатные – как, например, в Стэнфордском университете в Калифорнии. В маленьких городах с public transportation хуже, ибо там все ездят на своих, но для студентов приходилось встречаться с такой услугой – если надо поздно возвращаться с вечеринки, то можно по предъявлении университетского удостоверения заказать escort-cab, то есть, фактически такси, которое довезет до дома, а водитель еще и убедится, что ты вошел в дверь. Считается, что это лучше, чем попасть в пьяном виде в ДТП или заиметь проблемы с полицией. ГуманиЗьм, блин! В Вашингтоне в метро народу немного (у них считается много, когда заняты все сидячие места), это бывает лишь в час пик, когда все едут на работу. А вот в Нью-Йорке этот час пик впечатляет, на некоторых станциях приходилось видеть «регулировщиков», направляющих потоки людей и следящих, чтоб никого не задавили или, не дай Бог, столкнули в суматохе на рельсы. Станции, по сравнению с московскими, у них скромненькие. В NYC так просто страшненькие. Но это не от жлобства, а из практицизма – они считают, что станция нужна ТОЛЬКО для того, чтобы на ней сесть в поезд или выйти из него. Зато у них помимо эскалаторов есть лифты для удобства пожилых, мамашек с колясками и тех, у кого с собой, например, большой чемодан. А поезда хорошие (про кондиционеры говорили уже в курилке), нешумные. Сегодня увидела, что на некоторых линиях у них в вагонах ковровое покрытие :). В том же что касается частных авто, то здесь заметны некоторые перемены. Стали ездить на более экономичных машинах (автобусы вообще практически все на газе). На улицах DC, например, все чаще можно встретить «Смарты», на которых раньше в Европе ездили только скупердяи-немцы, и разнообразные малолитражки. Нет, конечно, джипы, Кадиллаки, Крайслеры, разнообразные модификации «японок» и традиционные европейские марки (из них предпочтение отдается БМВ, «саабам» и Мерседесам) тоже встречаются, но тенденция заметна. Вообще, рядовые американцы к машинам относятся очень спокойно, и могут долго ездить на старом авто, если к нему есть в сервисах запчасти, и он на ходу. Моя, например, нынешняя хозяйка ездит на «олдсмобиле», которому 25 лет, оставшемуся ей от матери, а в одну из прошлых поездок довелось покататься в Канзасе на «Кадиллак-Севиле» выпуска 50-х гг. Длинная такая, огромная серо-сиреневая штуковина, с салоном из лимонного цвета натуральной кожи, доставшаяся владельцу по наследству от какого-то небедного родственника. Права имеют практически все, но не все ими пользуются. Например, рулить в Нью-Йорке или вообще сунуться на Манхэттен с собственным автомобилем может решиться только сумасшедший. Во-первых, трафик на узких улицах (самая широкая из них – Бродвей), полностью забитый гостиничными лимузинами, автобусами и в особенности, желтыми такси. Во-вторых, парковка – проблема больная для всей страны, а для мегаполисов в особенности, впрочем, как и у нас, господа автовладельцы в курсе :). Но у них с этим строго. Вся парковка, буде то на улицах или же на parking lots - платная, причем чем ближе к центру, тем дороже. Исключение – ресторанные парковки для клиентов и офисные здания – для работников. Желающим припарковать свое транспортное средство, иногда приходится это делать чуть ли не в соседнем районе города, а кое-где можно встретить надписи «Don’t even think of parking here!», т.е. «Даже и думать не смейте о парковке здесь!» Неоплаченная парковка чревата эвакуатором и штрафной стоянкой за пределами города (от 100 до 300 долл. в сутки, еще и поискать придется, на какую именно стоянку загнали). Тихий полицейский на велике или на такой двухколесной тележке с рулем, на которых сейчас тут многие передвигаются, проверяет счетчики и незаметно проезжает мимо ряда авто и фиксирует, у кого просроченный «тикет» на парковку. Могут и не увезти. Но три неоплаченных тикета – прав на год лишат. То же самое касается и ПДД, особенно за «спидинг», т.е. превышение скорости. На этом часто попадаются русские – ну да, «и какой же русский не любит быстрой езды…» В отличие от наших, копы с радарами не сидят в кустах и укромных местечках. Напротив, они, явно глумясь над российскими привычками, вывешивают на дорогих огромные электронные мониторы, которые сканируют скорость, с надписью «Ваша скорость сейчас – столько-то миль в час. Если не хотите проблем с полицией через пять миль – помедленнее!» То есть, могут и не остановить. Но номер непременно засекут, пробьют по базе и тикет пришлют по почте. Практичные гринго ставят на двигатель cruise-control, не знаю, как это по-русски называется – хоть задавись на газ, больше 70-80 миль в час не выжмешь (а именно такой у них лимит на большинстве highways). А русские – на хорошей машине, да по хорошей дороге, да со спидометром в милях как втопят! Стрелка на 100-110, а он жмет-радуется! Ехали как-то с моим руководителем, пожилым профессором на какое-то мероприятие в соседний город. Канзас. Утро. Степь, почти как в Казахстране или на Юге Урала. Хайвей номер не помню какой, кажется 70-й или 77-й («интерстейт» между Канзасом и Колорадо). Участок дороги – прямой, как стрела. Ни встречных, ни за нами идущих авто. Едем, по ощущениям – просто тащимся. Вдруг откуда-то появляется полицейская машина (без включенной сирены и мигалки), проносится мимо нас и тут же скрывается за горизонтом. Я поворачиваюсь к Норману, и видимо, «ну, же, жми на газ!» написано на лице. «Он полицейский, - грустно вздыхает профессор, - ему все можно…» И мы потюхали дальше, все на тех же 70 милях в час. В Вашингтоне машин не так уж много, много их – в мегаполисах и вокруг них, Чикаго, Нью-Йорке, Далласе… Но такого количества машин как в Калифорнии, я не видела нигде. Представьте себе 8-полосный или 6-полосный highway, полностью заполненный автомобилями. Но это не значит, что в них все ездят по центральной части городов. Обычное дело – доехать до окраины, спихнуть авто на стоянку (ибо в пригороде она дешевле), а дальше – на метро. Чтобы уменьшить пробки, у них получило распространение такое явление – car-pool. Сие значит, что несколько человек, живущих примерно в одном месте, договариваются, что поедут, скажем, на работу все вместе на авто одного из них, а не каждый на своем. Устанавливается своего рода очередь – кто и когда работает «шофером», и у этого способа есть свои преимущества – ну, конечно, экономия затрат на бензин, ибо топливо вскладчину, но также еще и более высокая скорость - в Калифорнии, например, действует на хайвеях в час пик такое правило: у кого в машине больше двух человек, имеет преимущественное право передвигаться по крайней левой полосе. Правда, бывали случаи, когда некоторые особо ушлые хитрецы (наверняка не обошлось без креатива наших бывших соотечественников!) сажали себе на заднее сиденье парочку манекенов – и вперед, вдоль по Питерской! Раз уж зашла речь о соотечественниках, то об этом в следующий раз
|