Опять прошел вечер пятницы и суббота тоже уже почти закончилась. Суббота – день шопинга и стирки. Ну, со стиркой все просто – этот процесс здесь занимает от часа до полутора вместе с сушкой. Владельцы собственных домов обычно имеют где-нибудь в basement (как здесь называется полуподвальный этаж) или рядом с кухней помещение, где располагаются стиралка, сушилка и гладилка. К услугам тех, кто живет на съемных квартирах или у кого просто нет стиральных машин – многочисленные прачечные самообслуживания, как они тут называются, laundromates – от laundry (стирка). Этих самых ландроматов очень много, иногда идешь по улице – и на всю округу пахнет моющими средствам - это значит, у американского народа наступила большая постирушка. В больших многоквартирных домах обычно своя собственная прачечная – где-нибудь между подземным гаражом и бойлерной или распределительным щитком. Чертовски удобно. Полтора доллара или доллар 75 центов – одна загрузка в большую стиралку, столько же – сушка в специальном аппарате. В результате полный цикл стирки обходится приблизительно в стоимость двух поездок в метро. Справедливости ради честно признаюсь, что гладить просто ненавижу и тихо радуюсь достоинствам американских сушилок – эти барабаны с горячим воздухом отсушивают вещи так, что гладить их практически не надо, ну, разумеется, если это не крахмальные рубашки с воротничками. Всю повседневку – типа постельного белья, футболок, джинсов и пр. можно сразу же застилать или одевать на себя. Да и простыни у них тут уже довольно давно изготавливаются с ярлычком «non-iron», что значит – не нуждаются в утюжке. То есть, если есть желание и понты, их, конечно, можно и отгладить, но зачем тратить время на лишнюю работу? Сейчас эту манеру использовать специальные технологии изготовления «non-iron» тканей переняли и производители одежды – все чаще в магазинах можно увидеть блузки и рубашки такого типа, вполне официозные. Для тех, кому в принципе в лом заниматься стиркой, есть химчистки, где ваши рубашки и прочую одежду приведут в буквально первозданный вид – тот, в котором она когда-то продавалась. То есть не только выведут все возможные и невозможные пятна, но еще и пришьют пуговичку, если она болтается, зашьют разошедшийся шов и пр. Мне однажды отчистили в такой химчистке старую кожаную курточку до такой степени, что она стала выглядеть лучше, чем при покупке в магазине дома. Но здесь стоимость уже рассчитывается от каждой отдельной вещи. Возвращение божественной свежести одной мужской рубашки в таких химчистках обходится от доллара с четвертью до двух, в зависимости от класса заведения, костюмы и пр., естественно, дороже. Дороже, чем мужские рубашки, почему-то обходятся и женские блузки. Удивительно, что на это вопиющее безобразие до сих пор не обратили внимание американские феминистки. По-моему, это гораздо важнее, чем борьба против реальных и мнимых «sexual harassments» В последнее время в связи с американским помешательством на здоровом образе жизни и экологии все больше становится так называемых «organic cleaners», то есть, химчисток, которые вроде используют «органические» средства, хотя лично у меня органика в ХИМчистке вызывает большие сомнения. Можно ли, например, при помощи органики вывести пятно от велосипедной смазки? Но американцы верят, и готовы переплачивать за эту самую органику, хотя услуги и результаты более дешевой и традиционной «фирмы» практически ничем не отличаются продвинутой органической химчистки, что вызывает подозрения, что вся эта химчисточная экология – всего лишь рекламный трюк. Но чему только не поверишь, ради собственного здоровья! На здоровье они тут действительно многие просто двинулись. Производство и продажа разнообразных витаминов, курсы по приготовлению здоровых блюд, различные семинары по режиму дня и пр. и пр. – очень прибыльное дело. Хотя могу сказать, что после родного индустриального мегаполиса – а приезжаю я сюда надолго не первый раз – в Штатах я себя обычно чувствую лучше, по причине чего на «обратную» адаптацию уходит довольно много времени. В первое время болит голова и постоянно хочется спать (это реакция на другой уровень кислорода, ибо, наверно, организм, привыкший к дыму и выбросам, думает, что он в лесу), заметно «лучшеют» кожа и волосы – потому что здесь, в сравнении с моей домашней, гораздо мягче вода и в ней практически нету хлорки. Дамы поймут – на косметической салфетке для очистки лица не остается вечером черных следов и поры не забиваются черной дрянью. Ну, и иногда у соотечественников бывает здесь гипервитаминоз – с непривычки к такому количеству фруктов и овощей, особенно тех, которые они дома обычно не употребляют или делают это редко, те же ананасы, авокадо и прочая «экзотика». А американцы жрут еще огромное количество искусственных витаминов и БАДов – обычно в шкафчике на кухне можно увидеть ряды разнообразных баночек, любовно расставленных по порядку приема, а на холодильнике – график, что и в какое время суток пить. У некоторых есть специальные «недельные» коробочки, где эти самые витамины распределены по дням, и раскладка капсулок в ячейки – это особый ритуал перед началом новой недели. Но при всем при этом они постоянно и часто болеют, с непривычной для наших закаленных российской погодой и экологическими условиями организмов легкостью цепляя разнообразные вирусы и простуды. Хотя в принципе они не мерзляки – в кондиционированных помещениях температура редко поднимается выше 18-20 по Цельсию, в холодные сезоны не очень-то тратятся на отопление, в шортах и Бермудах ходят чуть ли не круглый год и, разумеется, зимой без шапок. Антибиотики здесь ТОЛЬКО по рецепту, поэтому многие, не доверяя опять же (в духе последних тенденций) «химии», пытаются лечиться дома, но естественно, такого большого опыта в таком лечении, как у нас, у них еще не наработалось Опустив столь любимые нашими соотечественниками методы как баня и водка с перцем, замечу, что им не знакомы также и редька с медом, мед с луком, ингаляция над горячей картошкой и чесноком, горчичники и растирания спиртом, горячее молоко с маслом и медом и прочие простые способы, известные всем из нас, кто хоть раз болел. И ни у кого дома я еще не видела на алоэ или каланхоэ. У моей прежней хозяйки в Калифорнии алоэ рос в саду – огромный, как крокодил. И она жутко удивилась, когда я попросила разрешения отломать один лист помясистее, чтоб привязать его к ссадине, полученной после падения с велика. Она чего-то слышала об этом растении и знала, что его сок часто бывает, например, в косметических средствах. Но чтоб вот так напрямую взять и привязать – это что-то из ряда вон. Они делятся друг с другом рецептами «чудодейственных» лечебных и стимулирующих иммунитет напитков, изготовленных их размельченных в блендере овощей и плодов, покупают и разводят в ледяной воде этот самый порошок алоэ (этикетка вещает, что он есть самый что ни на есть настоящий, экологически чистый и органически выращенный) – но при этом даже в простуженном состоянии пьют его прямо из холодильника. Готовят «здоровую еду», но хранят ее в готовом виде в морозилке. У моей нынешней хозяйки, например, там несколько контейнеров с густым супом из чечевицы с имбирем впрок – довольно вкусно, а главное полезно в свежеприготовленном виде, но вряд ли температура примерно минус 18 по Цельсию способствует сохранению целебности ингредиентов. А поскольку хозяйка в отъезде, то я поехала на рынок, которым местные очень гордятся, потому что он у них тут самый старый – Eastern Market. Рынок как рынок – не очень большой крытый павильон (примерно такой же, как старый рынок в Волгограде), а вокруг – множество тентов-палаток, под которыми торгуют овощами и цветами окрестные фермеры. И теперича у меня в кастрюльке нормальный борщик со свеклой на говяжьем бульончике (сметану, правда, пришлось греческую купить), хотя параллельно с традиционными компонентами для этого кулинарного изыска, в авоську поднабралось и немножко экзотики типа сладкого картофеля, молочной кукурузы и местных персиков – сезон на них кончается, дальше они будут привозные и уже не такие вкусные. Кстати, об авоськах. У них тут своего рода новая мода – на болоньевые сумки для продуктов. Связано это тоже с экологией – в американских магазинах каждый день расходуется такое количество пластиковых, а в более дорогих - бумажных пакетов с ручками, что возникло целое движение за многоразовые продуктовые пакеты, чтобы уменьшить расходы на их переработку после использования и таким образом способствовать сохранению окружающей среды. И поэтому все больше людей, отправляясь за покупками, берет с собой компактно сворачивающуюся сумку, которую можно просто сунуть в карман, и если на кассе ты предлагаешь упаковщику все сложить в твою собственную авоську, то это встречает заметное одобрение. Наивно, конечно, но что-то в этом есть. Разумеется, товар на таком рынке - у нас бы, наверно, раньше такие назывались «колхозными» - дороже, чем в супермаркете. Но зато он свежее и красивее и не привезен за тридевять земель, как напрмер, перец и Голландии как у нас, или руккола из Израиля. Американские (и европейские) рынки мне нравятся еще по нескольким причинам. Во-первых, там нет перекупщиков с выраженными чертами какой-то одной национальности. Во-вторых, буквально все дают попробовать. Гуляя по рядам, можно вполне обойтись без ланча. В третьих тем, что, скажем, все фрукты и овощи выставлены так, что покупатели, иногда целой толпой сами ходят в лабиринте между ящиками и лотками и придирчиво выбирают то, что им понравилось. Хозяин с весами сидит в сторонке, довольно далеко, лениво болтая по мобиле и поджидая, пока к нему подойдет очередной клиент с пакетами, и не пристает к покупателям, «а вот еще помидорки у нас хорошие, берите, не пожалеете!». Здесь исходят из принципа, что это абсолютно личное дело потребителя, чтО и в каком количестве он берет, и если даже вы взяли всего один персик, отношение продавца к вам будет такое же, как и к тому, кто берет их целый ящик для какой-нибудь вечеринки или ресторана. При этом у него, как правило, нет «ассистентов», которые зорко бдят, чтобы кто-нибудь не стырил пару яблок или кабачков – по той простой причине, что это никому не приходит в голову. Те, кому бы могло прийти, т.е. бедная и безработная публика появляется на рынках в момент закрытия – когда продавцы сворачивают свои тенты и ящики и пакуются в свои пикапы и грузовички. В это время они могут получить то, что у нас называется «уценкой», практически за гроши, а то и даром. Когда торговый день в разгаре, на рынках тусуется вполне добропорядочная публика, с детишками и холеными собаками, и мелкое воровство просто ниже их достоинства и гражданской сознательности. Но рынок – это не только совершение повседневных покупок, но и хорошее место для этнографических и социологических наблюдений, иногда наводящих на размышления. Вот идет папа с двумя детишками – один совсем кроха, привязан к отцу в «кенгурушке», второй – лет пяти. Обычный американский папа в светлых брюках и рубашке в полосочку. Обычный американский ребенок с какими-то мультяшными героями на маечке. - Daddy, I wanna candy! (Папа, я хочу леденец!)! – канючит он. - Ты уже съел сегодня один – неожиданно по-русски отвечает американский папа. - I want some more! Why can’t I have some more? (Хочу еще! Почему нельзя еще?) – с безукоризненным американским произношением продолжает капризничать чадо - Потому что ты плохо себя ведешь, ты прыгаешь, – продолжает в свою очередь по-русски уверенный в своей взрослой правоте папа. - I am not jumping! (Я не прыгаю!) – мгновенно реагирует ребенок и перестает подпрыгивать. - Вот придем домой, я все расскажу маме, - угрожает русско-американский папа. - You shou-u-u-ldn’t (Не на-а-до!) – уже почти плачет мальчик, очевидно, у мамы, уж не знаю – русской или американской - в таких случаях разговор короткий… (To be continued… Луна еще почти полная, но надо ж немножко и вздремнуть :))
|