Описываемое место находится в трёх трамвайных остановках от меня. И я был весьма удивлен, узнав, что вроде как по мотивам произошедших событий даже сняли фильм. С Безруковым и Хабенским. Один фильм с ними я уже видел. "Адмирал". Когда на броненосце "Слава" в этом фильме появились приклеенные по бортам пушки с крейсера "Аврора" - я смог оценить полет фантазии создателей. Так что сам решил попробовать выяснить, что же случилось в Самаре в 1956 году, в период с Нового Года до Пасхи. Итак, вот наиболее распространенная инет-версия: . В 1956 году в Куйбышеве (ныне городу возвращено его исконное имя — Самара) случилось то, что потрясло весь православный мир, — знаменитое «Зоино стояние». Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». На увещевания подруги не делать этого, она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой Святителя, окаменевшая, холодная, как мрамор. Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С того времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия и старания, но не могли привести ее в чувство. Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть Зоино стояние. Но спустя некоторое время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров, а приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило. Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!» Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол — иглы ломались). Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Димитрий Тяпочкин (будущий иеромонах Серафим), отслужил молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть, на Пасху)». Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: «Ну что, устала стоять?» Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили (все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам Святитель Николай). Зоя простояла 4 месяца, до самой Пасхи. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, и о земле, горящей в беззакониях. Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи… Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Многие спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить (даже не хватало крестов для просящих). Отцу Димитрию запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и направили служить в отдаленное село. Но, несмотря на это, люди тянулись к отцу Димитрию, что не устраивало власти. 26 октября 1960 года в селе Соколовка епископ Курский и Белгородский Леонид совершил постриг протоиерея Димитрия в монашество с именем Серафим. С 14 октября 1961 года и до конца своих дней отец Серафим был настоятелем Свято-Никольского храма в селе Ракитном Белгородской области. Отец Серафим всего себя отдавал ближним, чтобы спасти по крайней мере некоторых, которые услышат голос Церкви и покаются в своих грехах.
(дом 84, фото не мое, взято в инете) . Есть и официальная версия старых властей, еще из эпохи исторического материализма, озвученная то ли в "Космобольской правде", то ли в "Московском космобольце": . Проведённое журналистское расследование показало, что, скорее всего, история является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной. Первый секретарь обкома Самары Михаил Ефремов рассказывает о событии следующее: - Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь — и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живет там старуха. Дом № 84 принадлежал Клавдии Болонкиной, а имён Зои Карнауховой и Сергея Тяпочкина в архивах найдено не было[7]. По рассказам очевидцев, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло. Имя же Зое Карнауховой дала женщина, поверившая в легенду настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей», и имя стало частью легенды. . Так что пришлось засучивать рукава и организовывать собственное расследование. После рекогносцировки выяснилось, что дом находится в глубине частного сектора. Удалось лишь сфоткать кусок крыши со стороны улицы и с пустыря: Место, прямо скажу, мрачное и является неплохой декорацией для снятия ужастика. А в 2-х этажке, выходящей на улицу и загораживающей вид на искомый дом, там по идее и днём можно нарваться на приведение или оборотня. Плюс к тому - метрах в стах расположено здание то ли учебного корпуса, то ли общаги Медуниверситета, в котором до исторического материализма располагалась тюрьма. По слухам, под землей в этом месте куча подземных ходов... В общем, место "нечистое". Публика там обитает соответствующая... В течении получаса удалось разговорить только одного деда неопределенного возраста, в замасленной фуфайке, плешивом треухе и с синим носом. Он, как и большинство жителей частного сектора, был наверное неплохим человеком, но с оригинальным самобытным колоритом. Такие люди выливают помои на улицу и моются раз в неделю в личной бане. Бреются там же и тоже раз в неделю. А так же считают туалетную бумагу буржуйской роскошью, поэтому до сих пор выписывают газету "Правда". Дед был угрюм, недоверчив и представляться, а уж тем более фотографироваться, наотрез отказался, всем своим видом показывая, что он жутко куда-то торопится. Не помогло даже удостоверение, которое я лет 5 назад для прикола выписал себе как директору, в красных корочках. Дед его читать не стал (и это хорошо), но напрягся еще больше и начал бурчать, что никогда не слышал про "специальную фирму по охране духовного наследия при Президенте РФ" (я и сам раньше не слышал, пришлось по ходу сочинять) :). Можно было послать его подальше и на сим закончить, но тут уже во мне взыграл спортивный интерес. Прошло лет десять, как я последний раз выбивал из человека инфу. Точнее - извлекал, так корректней. Да бить деда было негуманно, противозаконно и совершенно бессмысленно - этот старый ржавый кремень и с иголками под ногтями молчал бы. - А что, говорят, вон в том киоске пиво хорошее? - включил я дурку. - Пиво-то? Пиво - баловство. Горькушше как моча. Я человек настояшшЫй! Гадость всяку не пью чать! - порадовал меня дед первой многословной фразой и в его глазах мелькнуло что-то человеческое. Решив не уточнять, откуда дед знает вкус мочи (хотя язык чесался, ибо люблю подъибнуть), вежливо интересуюсь, что же тогда настоящие человеки пьют. - Известно чо! БЕленьку! - И сколько она нынче стОит? - Ну... Это если хорОша... Полтораста значит. А плохУ я не пью. Даю 150 рублев - не так уж и дорого. Дед добреет. Я спрашиваю: - Отец, а тебе сколько лет? - и понимаю, что сделал это зря. На его лице отражается мучительный мыслительный процесс, словно я попросил описать принципиальную схему ядерного реактора в Фукусиме... Через минуту он отвечает: - А Сталин в каком году помер-то? В общем, не буду утомлять пересказом нашей беседы, но минут через 10 мы вычисляем, что он 1940 года. То есть на момент интересующих событий ему было 15 лет. И жил он буквально через 5 домов от дома №84. - Так ты видел Зойку окаменевшую? Что там вообще было? - задаю я наконец главный вопрос. - Я это... подписку давал. У нас чать все давали. А ты попробуй не дай! - Так ты ж давал кому? КГБ СССР. А сейчас нет ни КГБ... - От!!! Молодой, а понимашь!!! Такую страну просрали! Ельцин, мать его через... - и я еще 10 минут слушаю краткий политический обзор истории нашей Родины начиная с Горбачева и по текущий день. И в заключении дед, то ли в знак благодарности за деньги на водку, то ли за то, что я терпеливо слушаю его и не возражаю, выдал немного инфы: -... А подписку-то все давали... Порядок был! Я саму-то её не видел. Оцепили всё. Сперва пЕши, потом кОнны. От помню фуражки бЕлы были у милиции. А щас чо? Каки-то кепки, как фашистски прям! А одного мильционера я видел и запомнил. Он молодой ищо такой был. А башка-то вся седА. Начальник-то к нему подошел, мол чаво с тобой. А тот, слыш, заикацца и мычит как немой. И башка бЕла-бЕла! А раньше-то дурачков-то в мильцью не брали! Заик-то немых! Вот, собственно, и всё.
Да, Барон. Я как то читал эту легенду, давно уже. Дед же почти явно тебе сказал, что действительно это было. Иначе откуда бы переполох и все эти подписки взялись бы? Кстати, я заметил, что всякого рода чудеса происходят в не очень благополучных местах и среди не самых благополучных людей. С одной стороны - загадка, с другой - поверхностный повод объяснить все это (и религию в том числе) - белочкой. А по мне - "умный человек учится на чужих ошибках". Поэтому нам и дается как пример происходящее с окружающими, мол, смотрите и имейте в виду, грешить нельзя. Где-то так??
Возможно. Так называемые "неблагополучные" - они глупее конечно, но в них больше подсознательно-бессознательного. То есть - с одной стороны животного, а с другой необъяснимого и потустороннего.
Барон, спасибище огромное! Я тоже смотрел фильм про "стояние", но не помню как он назывался! Или то сериал был- не помню. Но сцена с иконой тогда поразила. А оказалось что это было "в натуре"! Молодца что деда допросил!
Ой, неужели в этих домах все еще живут? :'( Слухи и городские легенды - это великая сила, занималась этим немножко... "Религия - дочь Надежды и Страха, разъясняющая Невежеству сущность Непостижимого"; "Вера- безоговорочное принятие того, что люди несведущие говорят о вещах небывалых" (Ambrose Gwinnett Bierce/Амброуз Бирс, см. его "словарь Сатаны"/ The Devil's Dictionary) Про седого милиционера рассказывала и бабка какая-то в док фильме "Зоино стояние", прошедшем несколько лет назад по какому-то каналу. Наверняка было какое-то событие, изукрашенное молвой на все корки при передаче из уст в уста, дополненное деталями и т.д., а что было - так и не узнаем, т.к. вроде бы архивы "сгорели" или "утрачены", как пишут на православных сайтах. У вас правда пожар был в местном МВД? А в фильме - там не Безруков, а Маковецкий играл местного партработника, уполномоченного по делам религии... Редкостный мерзавец, надо сказать, у него вышел
ГУВД - еще одна легенда. По слухам (ох уж эти слухи) там по удивительному совпадению обстоятельств сгорели все материалы по "Лого-ВАЗу"... Был такой лохотрончик, типа МММ, но под эгидой генсека СНГ Бори Березовского... И ходили слухи, что это совпадение не случайное. Еще человек 60 по моему сгорело заживо... Но это для Бори - фигня. Бабло не пахнет. Слухи - вообще забавная вещь. И чего только люди не напридумывают.