Война и всё, что с ней связано. История войн Военная техника
|
|
барон_Мюнхгаузен | Дата: Четверг, 25.03.2010, 23:28 | Сообщение # 1 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Награды: 12
Репутация: 40
Статус: Offline
| Можно обсуждать всё, что связано с любой войной. Лично мне интересны Крестовые походы, Наполеоновские войны и войны 20 века. Хотя... "Любители оригинального жанра" и "Очень умные, но непонятые серой массой" могут пообсуждать танки Т-60, воевавшие в 2008 году... Или Наполеона, ждущего в период с 1807 по 1812 годы туманной погоды в Ла-Манше
|
|
| |
Водолей | Дата: Пятница, 26.03.2010, 21:06 | Сообщение # 2 |
Капитан
Группа: Проверенные
Сообщений: 66
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
| Quote (барон_Мюнхгаузен) Или Наполеона, ждущего в период с 1807 по 1812 годы туманной погоды в Ла-Манше в смысле? что бы десантироваться по-тихому?
|
|
| |
dvu | Дата: Пятница, 26.03.2010, 21:37 | Сообщение # 3 |
Ст лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 56
Награды: 13
Репутация: 39
Статус: Offline
| Quote (Водолей) в смысле? что бы десантироваться по-тихому? Это местная фича. Жетон ее поймет. Спасибо, Самара. Я не спец в военной технике, но люблю почитать знающих людей
|
|
| |
Stray_Cat | Дата: Пятница, 26.03.2010, 21:52 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 110
Награды: 8
Репутация: 37
Статус: Offline
| А я люблю образную сторону - особенно визуально-пропагандистскую. Есть совершенно улетная хроника и плакаты.
|
|
| |
барон_Мюнхгаузен | Дата: Пятница, 26.03.2010, 21:59 | Сообщение # 5 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Награды: 12
Репутация: 40
Статус: Offline
| Quote (Водолей) в смысле? что бы десантироваться по-тихому? Джян!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Не уподобляйся некоторым! А то я лопну от смеха! В Ла-Манше туман стоит большую часть года. Ждать его там ПЯТЬ ЛЕТ может только либо Жетон (это его перл), либо кретин! :D
Сообщение отредактировал барон_Мюнхгаузен - Пятница, 26.03.2010, 22:00 |
|
| |
Водолей | Дата: Пятница, 26.03.2010, 22:06 | Сообщение # 6 |
Капитан
Группа: Проверенные
Сообщений: 66
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
| Quote (барон_Мюнхгаузен) В Ла-Манше туман стоит большую часть года. Англи вообще то славиться туманами. Может на самом Ла-Манше дела обстоят иначе?
|
|
| |
барон_Мюнхгаузен | Дата: Пятница, 26.03.2010, 22:10 | Сообщение # 7 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Награды: 12
Репутация: 40
Статус: Offline
| Quote (Stray_Cat) Есть совершенно улетная хроника и плакаты. Один из моих любимых - на тему Мюнхенского соглашения: Делёж европейского пирога. Дедушку Сталина забыли пригласить...
|
|
| |
барон_Мюнхгаузен | Дата: Пятница, 26.03.2010, 22:20 | Сообщение # 8 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Награды: 12
Репутация: 40
Статус: Offline
| Quote (Водолей) Может на самом Ла-Манше дела обстоят иначе? "...Климат прибрежий находится вполне под влиянием Атлантического океана, выражающемся в малых амплитудах температуры, теплой зиме и постоянной большой влажности. Дожди преобладают в зимнюю половину года; они приносятся обыкновенно югозападными ветрами, которые господствуют особенно зимою, тогда как летом часто бывает NW, а весною и осенью восточные ветры. Впрочем, и летом дожди часты, но воды не так обильны как осенью и зимой. Туманы частые, также как и бури, особенно осенью и зимою. Плавание по каналу причисляют к самым трудным, не смотря на вполне достаточное освещение его маяками береговыми и плавучими. Постоянное неправильное волнение от заходящей океанской зыби, сильные приливоотливные течения, туманы и свежие западные ветры - все это настолько затрудняет плавание и особенно выход из канала в океан; что судам, идущим из Немецкого моря, зимою даже лоция рекомендует путь более длинный, в обход Великобритании..." Джян, ты чем на уроках географии занимался?
|
|
| |
Водолей | Дата: Пятница, 26.03.2010, 22:41 | Сообщение # 9 |
Капитан
Группа: Проверенные
Сообщений: 66
Награды: 14
Репутация: 32
Статус: Offline
| Quote (барон_Мюнхгаузен) Джян, ты чем на уроках географии занимался? в морской бой играл
|
|
| |
барон_Мюнхгаузен | Дата: Пятница, 26.03.2010, 22:47 | Сообщение # 10 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Награды: 12
Репутация: 40
Статус: Offline
| Quote (Водолей) в морской бой играл А я - в карты на деньги А Жетон, наверное, слушал учителя... Вот и результат!
|
|
| |
барон_Мюнхгаузен | Дата: Суббота, 27.03.2010, 23:22 | Сообщение # 11 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Награды: 12
Репутация: 40
Статус: Offline
| На Западе, под влиянием США, сформировалось примерно такое мнение о Второй Мировой Войне: Гитлер и Сталин захватили всю Европу... Американцы тем временем были заняты войной с Японией. Потом американцы пришли в Европу и всех плохих парней победили, а всех хороших - освободили! Англия им немножко помогала... Чем занималась Франция - вообще неизвестно... Парочка пикантных моментов в англо-французских взаимоотношениях: (Взято отсюда: http://navycollection.narod.ru/library/ ) *** Драма в Мерс-эль-Кебире После того, как Франция выбыла из борьбы, английский флот был в состоянии справиться с объединенными морскими силами Германии и Италии. Но англичане не без оснований опасались, что современные и мощные французские корабли могут попасть в руки противника и будут использованы против них. Ведь, не считая нейтрализованного в Александрии Соединения "X" и разбросанных по миру нескольких крейсеров, эсминцев, авианосца "Беарн" и мелких кораблей, в английских портах нашли прибежище только два совсем старых линкора "Париж" и "Курбэ", 2 суперэсминца (лидера), 8 эсминцев, 7 подводных лодок и прочая мелочь - всего не более десятой части французского флота, если судить по водоизмещению, и полное ничтожество, если судить по их реальной силе. Ещё 17 июня главнокомандующий флотом адмирал Дадли Паунд доложил премьер-министру У.Черчиллю, что в Гибралтаре под командованием вице-адмирала Джеймса Соммервилла сосредотачивается Соединение "Н" (Эйч) во главе с "Худом" и авианосцем "Арк Ройял", которое должно было следить за перемещениями французского флота. Когда перемирие стало свершившимся фактом, Соммервилл получил приказ нейтрализовать представлявшие наибольшую потенциальную угрозу французские корабли, находившиеся в портах Северной Африки. Поскольку никакими дипломатическими переговорами сделать это не представлялось возможным, англичанам, не привыкшим стесняться з выборе средств, ничего не оставалось, как применить грубую силу. Но французские корабли были довольно мощными, стояли в собственных базах и под защитой береговых батарей. Для такой операции требовалось подавляющее превосходство в си:ах, чтобы склонить французов на выполнение требований английского правительства или, в случае отказа, уничтожить. Соединение Соммервилла выглядело внушительно : линейный крейсер "Худ", линкоры "Резолюшн" и "Вэлиент" (по 8 381-мм орудий на каждом из трёх), авианосец "Арк Ройял", легкие крейсера "Аретьюза" и "Энтерпрайз" и 11 эсминцев. Но и противостояло ему немало - в Мерс-эль-Кебире, выбранном главным объектом атаки, находились "Дюнкерк", "Страсбург", "Прованс", "Бретань", лидеры "Вольта", "Могадор", "Тигр", "Линкс", "Керсайнт" и "Террибль", гидроавианосец "Коммандант Тест". Поблизости, в Оране (всего несколько миль к востоку) находилось сборище эсминцев, сторожевиков, тральщиков и переведенных из Тулона недостроенных кораблей, а в Алжире - восемь 7800-тонных крейсеров. Поскольку крупные французские корабли в Мерс-эль-Кебире стояли пришвартованными к пирсу кормой в сторону моря, а носом к берегу, Соммервилл решил использовать и фактор внезапности. В общем, англичане рассчитывали на повторение Абукира. Соединение "Н" подошло к Мерс-эль-Кебиру утром 3 июля 1940 года. Ровно в 7 часов по Гринвичу в гавань вошел одинокий эсминец "Фоксхаунд" с кэптеном Холландом на борту, который информировал французского флагмана на "Дюнкерке", что имеет для него важное донесенние. Холланд прежде был военно-морским атташе в Париже, его близко знали многие французские офицеры и в других условиях адмирал Женсуль принял бы его со всей сердечностью. Каково же бы удивление французского адмирала, когда он узнал, что "донесение" является ни чем иным как ультиматумом. А наблюдатели уже сообщили о появлении на горизонте силуэтов английских линейных кораблей, крейсеров и эсминцев. Это был расчетливый ход Соммервилла, подкрепляющий своего парламентёра демонстрацией силы. Надо было сразу показать французам, что с ними не шутят. Иначе они могли подготовиться к бою и тогда ситуация радикально изменилась бы. Зато это позволило Жеисулю разыграть оскорбленное достоинство. Он отказался разговаривать с Холландом, отправив на переговоры своего флаг-офицера лейтенанта Бернарда Дюфай. Дюфай был близким другом Холланда и прекрасно говорил по-английски. Благодаря этому переговоры не прервались, не начавшись. В ультиматуме Соммервила, написанному по поручению "правительсва Его Величества", после напоминаний о совместной боевой службе, коварстве немцев и прежней договоренности от 18 июня между правительствами Британии и Франции о том, что перед капитуляцией на суше французский флот присоединится к британскому или затопится, французскому командующему морскими силами в Мерс-эль-Кебире и Оране предлагалось на выбор четыре варианта действий:
|
|
| |
барон_Мюнхгаузен | Дата: Суббота, 27.03.2010, 23:28 | Сообщение # 12 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Награды: 12
Репутация: 40
Статус: Offline
| 1. выйти в море и присоединиться к британскому флоту для продолжения борьбы до победы над Германией и Италией; 2. выйти в море с уменьшенными экипажами для следования в британские порты, после чего французские моряки будут сразу репатриированы, а корабли будут сохранены для Франции до окончания войны (за потери и повреждения предлагалась полная денежная компенсация); 3. в случае нежелания вообще допустить возможность использования французских кораблей против немцев и итальянцев, чтобы не нарушать перемирия с ними, выйти под английским эскортом с уменьшенными экипажами во французские порты в Вест-Индии (например, в Мартинику) или в порты США, где корабли будут разоружены и сохранены до конца. войны, а экипажи репатриированы; 4. в случае отказа от первых трех вариантов - затопить корабли в течение 6 часов. Заканчивала ультиматум фраза, которую стоит привести целиком: "В случае Вашего отказа от вышепредложенного я имею приказ правительства Его Величества использовать все необходимые силы для предотвращения попадания Ваших кораблей в руки немцев или итальянцев". Это, попросту говоря, означало, что бывшие союзники откроют огонь на поражение. Первые два варианта Женсуль отклонил сразу - они напрямую нарушали условия перемирия с немцами. Третье также почти не рассматривалось, особенно под впечатлением немецкого ультиматума, полученного тем же утром: "Или возврат всех кораблей из Англии или полный пересмотр условий перемирия". В 9 часов Дюфай передал Холланду ответ своего адмирала, в котором тот заявил, что, поскольку сдать свои корабли без приказа французского Адмиралтейства не имеет права, а затопить их по сохранившему силу приказу адмирала Дарлана он может только в случае опасности захвата немцами или итальянцами, остаётся только сражаться: французы на силу ответят силой. Мобилизационные мероприятия на кораблях были остановлены и началась подготовка к выходу в море. В неё входили и приготовления к бою в случае необходимости. В 1050 "Фоксхаунд" поднял сигнал о том, что в случае непринятия условий ультиматума адмирал Соммервилл не даст французским кораблям покинуть гавань. И в подтверждении этого английские гидросамолеты в 1230 сбросили на главном фарватере несколько магнитных мин. Естественно, это ещё больше затруднило ведение переговоров. Срок ультиматума истекал в 14 часов. В 13'° на "Фоксхаунде" подняли новый сигнал: "Если вы принимаете предложения, поднимите на грот-мачте квадратный флаг; иначе открываю огонь в 14°°". Все надежды на мирный исход рухнули. Сложность положения французского командующего заключалась ещё и в том, что в тот день французское Адмиралтейство переезжало из Бордо в Виши и прямая связь с адмиралом Дарланом отсутствовала. Адмирал Женсуль попытался продлить переговоры, подняв в ответ сигнал, что ожидает решения своего правительства, а через четверть часа - новый сигнал, что готов принять представителя Соммервилла для честного разговора. В 15 часов кэптен Холланд поднялся на борт "Дюнкерка" для переговоров с адмиралом Женсулем и его штабом. Максимум на что согласились 4'ранцузы во время напряженной беседы - это сократить экипажи, но выводить корабли из базы отказались. Время шло, беспокойство Соммервилла, что французы подготовятся к бою, возрастало. В 16.15, когда Холланд и Женсуль всё ещё пытались сохранить дружеские отношения, пришла депеша от английского командующего, прекратившая все дискуссии: "Если ни одно из предложений не будет принято к 1730 B.S.T. (British Summer Time, т.е. британское летнее время) — я повторяю, к 17.30 — я буду вынужден потопить ваши корабли!" В 1635 Холланд покинул "Дюнкерк". Сцена была готова для первого столкновения между французами и англичанами после 1815 года, когда отгремели пушки при Ватерлоо. А Соммервилл уже лёг на боевой курс. Его эскадра в строю кильватера находилась в 14000 м на норд-норд-вест от Мерс-эль-Кебира, курс - 70, скорость - 20 узлов. В 1656 (в 1754 по британскому времени) раздался первый залп. Пятнадцатидюймовые снаряды с "Резолюшн" упали близким недолётом в мол, за которым стояли французские корабли, засыпав их градом камней и осколков. Спустя полторы минуты первым ответил "Прованс", стреляя 340- мм снарядами прямо между мачтами стоящего справа от него "Дюнкерка". Адмирал Женсуль вовсе не собирался вести бой на якорях, просто тесная гавань не позволяла всем кораблям одновременно начать движение (на это-то и рассчитывали англичане!). Когда залп 381-мм снарядов поразил мол, на "Дюнкерке" отдавали швартовы и травили кормовую цепь. Командир "Дюнкерка" приказал немедленно опорожнить цистерны с авиабензином и в 17.00 (18.00) отдал приказ открыть огонь главным калибром, Вскоре вступили в дело и 130-мм орудия. Поскольку "Дюнкерк" был ближайшим к англичанам кораблем, на нем и сосредоточил свой огонь "Худ" - бывший партнёр по охоте за немецкими рейдерами.
|
|
| |
барон_Мюнхгаузен | Дата: Суббота, 27.03.2010, 23:30 | Сообщение # 13 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Награды: 12
Репутация: 40
Статус: Offline
| Примерно в то же время попадание получил "Бретань", а в 1703 (1803) 381-мм снаряд поразил "Прованс", который ожидал пока "Дюнкерк" выйдет на фарватер, чтобы последовать за ним. В корме "Прованс" начался пожар и открылась большая течь. Пришлось приткнуть корабль к берегу носом на 9-метровой глубине. К 17.07 (18.07) пожар охватил "Бретань" с носа до кормы, а спустя две минуты старый линкор начал опрокидываться и внезапно взорвался, унося с собой жизни 977 членов экипажа. Остальных начали спасать с гидроавиатранспорта "Коммандант Тест", который чудом избежал попаданий за всё время боя. Выходящий на фарватер 12-узловым ходом "Дюнкерк" был поражен залпом из трёх 381-мм снарядов. Первый попал в крышу башни Г'К №2 над портом правого внешнего орудия, сильно вдавив броню. Большая часть снаряда срикошетировала и упала на землю примерно в 2000 метрах от корабля. Кусок брони или часть снаряда ударил в зарядный лоток внутри правой "полубашни", воспламенив первые две четверти разгружаемых пороховых картузов. Вся прислуга "полубашни" погибла в дыму и пламени, но левая "полубашня" продолжала действовать — броневая перегородка изолировала повреждения. Второй снаряд ударил рядом с 2-орудийной 130-мм башней правого борта, ближе к центру корабля от кромки 225-мм пояса и пробил 115-мм бронепалубу. Снаряд серьёзно повредил перегрузочное отделение башни, блокировав подачу боезапаса. Продолжая своё движение к центру корабля, он пробил две противоосколочные переборки и взорвался в отсеке кондиционеров и вентиляторов. Отсек был полностью уничтожен, весь его персонал убит или тяжело ранен. Тем временем в перегрузочном отделении правого борта загорелось несколько зарядных гильз и взорвалось несколько загружаемых в элеватор 130-мм снарядов. И здесь вся прислуга была убита. Взрыв также произошел у воздуховода в носовое машинное отделение. Горячие газы, пламя и густые клубы желтого дыма через броневую решетку в нижней бронепалубе проникли в отделение, где 20 человек погибло и только десяти удалось спастись, а все механизмы вышли из строя. Это попадание оказалось очень серьёзным, так как привело к нарушению подачи электроэнергии из-за чего вышла из строя система управления огнём. Неповрежденной носовой башне пришлось продолжать стрельбу под локальным управлением. Третий снаряд упал в воду рядом с правым бортом чуть дальше в корму от второго, поднырнул под 225-мм пояс и пробил все конструкции между обшивкой и ПТП, при ударе о которую и взорвался. Его траектория в корпусе проходила в районе КО №2 и МО №1 (внешние валы). Взрывом уничтожило нижнюю броневую палубу на всём протяжении этих отделений, броневой скос над топливной цистерной, ПТП и туннель правого борта для кабелей и трубопроводов. Осколки снаряда вызвали пожар в правом котле КО №2, повредили несколько клапанов на трубопроводах и перебили главный паропровод между котлом и турбоагрегатом. Вырвавшийся перегретый пар с температурой под 350 градусов нанес смертельные ожоги персоналу КО, который стоял на открытых местах. На "Дюнкерке" после этих попаданий продолжали действовать только КО №3 и МО №2, обслуживавшие внутренние валы, что давало скорость не более 20 узлов. Повреждение кабелей правого борта вызвало кратковременный перерыв в подаче электроэнергии в корму, пока не включили сеть левого борта. Пришлось перейти на ручное управлением рулем. С выходом из строя одной из главных подстанций были включены носовые аварийные дизель-генераторы. Зажглось аварийное освещение, башня №1 продолжала вести довольно частый огонь по "Худу".
|
|
| |
барон_Мюнхгаузен | Дата: Суббота, 27.03.2010, 23:32 | Сообщение # 14 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Награды: 12
Репутация: 40
Статус: Offline
| Всего до получения приказа о прекращении огня в 17.10 (18.10) "Дюнкерк" выпустил по английскому флагману 40 330-мм снарядов, залпы которых ложились очень плотно. К этому моменту, после 13 минут расстрела почти неподвижных кораблей в гавани, ситуация перестала выглядеть для англичан безнаказанной. "Дюнкерк" и береговые батареи вели интенсивный огонь, который становился всё точнее, "Страсбург" с эсминцами почти вышел в море. Англичане, удовлетворившись потоплением одного и повреждением трёх кораблей, отвернули на запад и поставили дымовую завесу. "Страсбург" с пятью эсминцами пошел на прорыв. "Линкс" и "Тигр" атаковали глубинными бомбами подлодку "Протеус", помешав ей выйти в атаку на линкор. Сам "Страсбург" открыл сильный огонь по сторожившему выход из гавани английскому эсминцу "Рестлер", заставив его быстро отойти под прикрытием дымовой завесы. Французские корабли начали развивать полный ход. У мыса Канастель к ним присоединились ещё шесть эсминцев из Орана. К северо-западу в пределах досягаемости стрельбы был виден английский авианосец "Арк Ройял", практически беззащитный против 330-мм и 130-мм снарядов. Но боя не произошло. Зато поднятые с палубы "Арк Роял" шесть "суордфишей" с 124-кг бомбами в сопровождении двух "скьюэ" в 1745 (1845) атаковали "Страсбург". Но попаданий они не добились, а плотным и точным зенитным огнём один "Скьэ" был сбит, а два "суорфиша" получили такие повреждения, что на обратном пути упали в море. Адмирал Соммервилл решил броситься в погоню на флагманском "Худе" — единственном, кто мог догнать французский корабль. Но к 19 (20) часам дистанция между "Худом" и "Страсбургом" составляла 44000 м и не думала сокращаться. В попытке уменьшить скорость французского корабля Соммервил приказал "Арк Ройялу" атаковать уходящего противника торпедоносцами. Спустя 40-50 минут "суордфиши" с небольшим интервалом провели две атаки, но все торпеды, сброшенные за пределами завесы эсминцев, прошли мимо. Эсминец "Пурсьювант" (из Орана) заблаговременно сообщал на линкор о замеченных торпедах и "Страсбург" каждый раз успевал вовремя переложить руль. Погоню пришлось прекратить. Тем более, что на следующих с "Худом" эсминцах заканчивалось топливо, "Вэлиент" и "Резолюшн" находились в опасном районе без противолодочного эскорта, а отовсюду поступали сообщения, что со стороны Алжира подходят сильные отряды крейсеров и эсминцев. Это означало быть втянутым в ночной бой с превосходящими силами. Соединение "Н" 4 июля вернулось в Гибралтар. "Страсбург" продолжал уходить 25-узловым ходом до тех пор, пока в одном из котельных отделений не произошла авария. В результате погибло пять человек, а скорость пришлось уменьшить до 20 узлов. Спустя 45 минут повреждение было устранено и корабль снова довёл скорость до 25 узлов. Обогнув южную оконечность Сардинии, чтобы избежать новых столкновений с Соединением "Н", в 2010 4 июля "Страсбург" в сопровождении лидеров "Вольта", "Тигр" и "Террибль" пришел в Тулон. Но вернёмся к "Дюнкерку". В 1710 (1810) 3 июля он находился в таком состоянии, что о выходе в море лучше было и не думать. Адмирал Женсуль приказал поврежденному кораблю сойти с фарватера и идти в гавань Сен-Андрэ, где форт Сантон и местность могли обеспечить некоторую защиту от артиллерийского огня англичан. Спустя 3 минуты "Дюнкерк" выполнил приказ и бросил якорь на глубине 15 метров. Экипаж приступил к осмотру повреждений. Итоги оказались неутешительными. Башня №3 (2-орудийная 130-мм правого борта) вышла из строя от пожара в перегрузочном отделении, прислуга которого погибла. Электропроводка правого борта перебита и аварийные партии пытались восстановить подачу электроэнергии на боевые посты, вводя в действие другие цепи. Носовое МО и его КО вышли из строя, также как и элеватор башни №4 (2-орудийная 130-мм установка левого борта). Управление башней №2 (ГК) может осуществляться вручную, но подача электроэнергии на неё отсутствует. Башня №1 невредима и запитана энергией от 400-кВт дизель-генераторов. Гидравлические механизмы открывания и закрывания броневых дверей выведены из строя из-за повреждения клапанов и накопительной цистерны. Дальномеры 330-мм и 130-мм орудий не действуют из-за отсутствия энергии. Задымление башни №4 вынудило в ходе боя задраить носовые 130-мм погреба. Около 20 часов в элеваторе башни №3 произошли новые взрывы. Что и говорить — невесело. В таком состоянии корабль не мог продолжать бой. А ведь попало, по большому счёту, всего три снаряда. К счастью "Дюнкерк" находился в базе. После полного восстановления подачи электроэнергии приступили к мрачной работе по поиску и опознаванию погибших товарищей.
|
|
| |
барон_Мюнхгаузен | Дата: Суббота, 27.03.2010, 23:32 | Сообщение # 15 |
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 228
Награды: 12
Репутация: 40
Статус: Offline
| 4 июля адмирал Эстева, командующий военно-морскими силами в Северной Африке, опубликовал коммюнике, в котором говорилось, чтс "повреждения "Дюнкерка" незначительны и будут быстро исправлены". Это опрометчивое заявление вызвало быстрый ответ со стороны Королевского флота. Вечером 5 июля Соединение "Н" снова вышло в море, оставив в базе тихоходный "Резолюшн". Адмирал Соммервилл решил вместе проведения ещё одного артиллерийского боя посту пить вполне современно — использовать для атаки приткнувшегося к берегу "Дюнкерка" самолёты с авианосца "Арк Ройял". В 0520 6 июля, находясь в 90 милях от Орана "Арк Ройял" поднял в воздух 12 торпедоносцев "Суордфиш" в сопровождении 12 истребителей "Скьюэ". Торпеды были установлень на скорость 27 узлов и глубину хода около 4 метров ПВО Мерс-эль-Кебира не была готова к отражении атаки на рассвете и только вторая волна самолётов встретила более интенсивный зенитный огонь. И только потом последовало вмешательство французских истребителей. К сожалению, командир "Дюнкерка" эвакуировал на берег прислугу зенитных автоматов, оставив на борту только личный состав аварийных партий Патрульное судно "Тер Нёв" стояло у борта, принимая некоторых членов экипажа и гробы с погибшими 3 июля. Во время этой печальной процедуры 6.28 начался налёт английских самолётов, вышедших в атаку тремя волнами. Два "суордфиша" первой волны сбросили торпеды преждевременно и они взорвались при ударе о мол, не причинив никакого вреда. Спустя 9 минут приблизилась вторая волна, но ни одна из трёх сброшенных торпед не попала в "Дюнкерк". Но одна торпеда поразила "Тер Нёв" который как раз спешил отойти от линкора. Взрывом маленький корабль буквально разорвало пополам, а обломки его надстройки осыпали "Дюнкерк" В 6.50 появились ещё 6 "суордфишей" с истребительным прикрытием. Звено, заходившее с правого борта, попало под сильный зенитный огонь и было атаковано истребителями. Сброшенные торпеды снова не достигли цели. Последняя группа из трех машин атаковала с левого борта. На сей раз две торпеды устремились к "Дюнкерку" по диагонали со стороны левого крамбола. Одна попала и буксир "Эстрел", находившийся примерно в 70 метрах от линкора, и буквально сдула его с поверхности воды. Вторая, очевидно с неисправным прибором глубины, прошла под килем "Дюнкерка" и, попав в кормовую часть обломков "Тер Нёв", вызвала детонацию сорока двух 100-килограммовых глубинных бомб, несмотря на отсутствие в них взрывателей. Последствия взрыва были ужасные. В обшивке правого борта образовалась пробоина длиной около 40 метров. Несколько броневых плит пояса были смещены, а вода заполнила систему бортовой защиты. Силой взрыва стальная плита выше броневого пояса была оторвана и заброшена на палубу, похоронив под собой несколько человек. Противоторпедная переборка на протяжении 40 метров оторвалась от креплений, другие водонепроницаемые переборки были разорваны или сдеформированы. Появился сильный крен на правый борт и корабль осел носом так, что вода поднялась выше броневого пояса. Отсеки за поврежденной переборкой затопило солёной водой и жидким топливом. В результате этой атаки и предыдущего боя на "Дюнкерке" погибло 210 человек. Несомненно, что, находись корабль на глубокой воде, такой взрыв привёл бы к его быстрой гибели. На пробоину завели временный пластырь и 8 августа "Дюнкерк" был стащен на свободную воду. Ремонтные работы продвигались очень медленно. Да и куда французам было торопиться? Только 19 февраля 1942 года "Дюнкерк" в полной тайне ушел в море. Когда утром явились рабочие, они увидели свои аккуратно сложенные на набережной инструменты и ... больше ничего. В 2300 следующих суток корабль достиг Тулона, неся на борту некоторые подмостки из Мерс-эль-Кебира. Английские корабли в этой операции повреждений не получили. Но они вряд ли выполнили свою задачу. Все современные французские корабли уцелели и укрылись в своих базах. То есть, та опасность, которая с точки зрения английского Адмиралтейства и правительства существовала со стороны бывшего союзного флота, осталась. Вообще, эти опасения выглядят несколько надуманными. Неужели англичане считали себя глупее немцев? Ведь смогли немцы в 1919 году затопить свой интернированный в британской базе Скапа-Флоу флот. А ведь тогда на их разоруженных кораблях оставались далеко не полные экипажи, уже год как закончилась война в Европе, а британский Королевский флот полностью контролировал ситуацию на морях. Почему же можно было ожидать, что немцы, к тому же не имевшие сильного флота, смогут помешать французам затопить свои корабли в своих же базах? Скорее всего, причина, заставившая англичан так жестоко обойтись с бывшим союзником, заключалась в чем-то ином...
|
|
| |